Багаж Луческу. «Зенит» становится самым бразильским клубом России

Багаж Луческу. «Зенит» становится самым бразильским клубом России

Мирчу Луческу на невских берегах вспоминать не принято. Отработал один сезон, занял третье место — и правда, причин для долгой памяти как будто нет. Между тем эхо того сезона-2016/17, единственного для Мирчи в «Зените», все-таки звучит. И чем дальше, тем слышнее.

https://www.instagram.com/p/CZXb8VNpVOI/

Переход Юри Альберто, о котором было объявлено накануне, возвестил о появлении в «Зените» уже пятого бразильца. А если мы вспомним о том, что и два предыдущих иностранных трансфера клуба — Вендел и Клаудиньо — были бразильскими, то придем к неизбежному выводу: селекция «Зенита» теперь следует вполне определенному вектору. Тому самому, который впервые проявился в Петербурге во времена Луческу, известного еще с шахтерских времен поклонника футбольной самбы.

Сергей Семак проработал ассистентом Луческу половину того сезона — до конца 2016 года. А в 2017-м ушел в «Уфу», где стал главным. И там познакомился с другой важнейшей в сегодняшнем контексте фигурой — Вильямом Оливейрой, который и прежде трудился в штабе «Уфы», а ранее несколько лет провел в России игроком. О том, насколько они в профессиональном смысле совпали, сказал простой факт: Оливейра остался помощником и тогда, когда Семак возглавил уже «Зенит». Не сразу, правда, а через полгода, но так, возможно, получилось даже выразительней: Семак попробовал без него, однако быстро понял, что с ним лучше.

https://www.instagram.com/p/CRKOhXWjTwO/

Похоже, две эти встречи — с Луческу и Оливейрой — заметно повлияли на футбольные вкусы Сергея Богдановича. Потому что о бразильском типаже игрока он заговорил в первом же своем питерском сезоне. Тогда на него крепко давила «партия эстетов» — та часть аудитории, чьи художественные идеалы были задеты простоватой поначалу игрой «Зенита». И когда Семаку в очередной раз ставили в упрек «бей-беги», он парировал так: стиль команды — это всегда производная от персональных качеств футболистов. И если мы хотим другой игры, нам нужны другие исполнители. В первую очередь на флангах — быстрые, с дриблингом, способные обыгрывать один в один и за счет этого обострять. И пусть даже буквально слово «бразилец» при этом не звучало, не оставалось никаких сомнений в том, какая национальная школа имеется в виду.

Догадки подтвердились первым же зарубежным трансфером того лета, что отделяло стартовый сезон Семака в «Зените» от последующего. Новичком стал игрок как раз такого типажа — взрывной краек родом из Бразилии. Впрочем, и второй трансфер ничем в этом смысле не отличался.

Правда, Дуглас Сантос с Малкомом, которые имеются в виду, не в полной мере отвечали селекционным привычкам Луческу. Их брали не прямиком с родины, а уже из европейских клубов, чтобы минимизировать риски адаптации. Но чем дальше, тем смелей в своей бразильской политике становился «Зенит».

Следующим шагом на этом пути стал Вендел, который приехал в Питер перед третьим сезоном Семака. В отличие от двух предыдущих соотечественников, он, во-первых, провел в Европе меньше времени, всего пару сезонов, а во-вторых, играл в Португалии, которая в языковом и культурном смысле почти идентична родной Бразилии. То есть уверенности в том, что человек в России освоится, было гораздо меньше. Но все получилось — разумеется, во многом благодаря Оливейре, Сантосу и Малкому.

И вот после этого «Зенит» уже решил закупаться в самой Бразилии. Идея понятна: соотношение «цена — качество». Игроки топ-класса, уже подтвердившие свой класс в Европе, стоят космических денег, невозможных в современной экономике российского футбола. Звезд надо угадывать еще на родине, когда они доступны по цене. Летний случай Клаудиньо сказал, что это возможно. И вот теперь, полгода спустя, вдохновленный тем примером «Зенит» делает еще одну покупку прямиком из Бразилии — Юри Альберто.

Вот это уже на модель Луческу похоже гораздо больше. Хотя, возможно, все равно не до конца.

Дело в том, что упомянутая модель включает в себя три главных составляющих. Во-первых, найти талант и купить недорого. Во-вторых, устроить на поле карнавал и взять титулы. В-третьих, засветить в Европе и продать задорого. И вот третий элемент в идеологии «Зенита» пока неочевиден. О чем нам лишний раз сказал свежий пример Азмуна.

Если бы клуб искал трансферного дохода, то распорядился бы судьбой иранца совершенно иначе, благо спрос на него в больших лигах существовал всегда. Но более заметным в поведении клуба было стремление к трофеям — и заработку через бонусы Лиги чемпионов. Так что и бразильцев «Зенит» берет не для того, чтобы нажиться. Идея совсем в другом.

— Бразильцы у нас обеспечивают зрелище, — говорил Луческу в «Шахтере». Зрелища сегодня ищет и Семак. Зрелища — и, разумеется, нового качества. Которое позволит хотя бы справляться с барьером группового этапа Лиги чемпионов. Мирча в Донецке такую высоту брал не раз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.